Швеция-Норвегия 2017. Техническое описание маршрута, Норвегия

начало предыдущая часть

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА, НОРВЕГИЯ. КАРТЫ ПОХОДА

Далее, все что выделено в цитату — это мои краткие заметки, которые я записывал в походе. А техническое описание маршрута, Норвегия — это официальный материал подготовленный руководителем похода

III. Автомобильный маршрут (р. Piteälven – р. Driva)

День 11.
28 июля 2017 г., пятница
Облачно, +18С

10.00 По трассе Е45 выехали в направлении г. Storuman. Перед ним свернули вправо на трассу E12. Дорога проходит вдоль живописнейших озер. По ней едем на северо-запад. Около 14.00 в пос. Storsand заправляем полный бак. Через 15 км в пос. Vӓstansjӧ поворачиваем налево на запад. Эта дорога – ближайший путь к Норвегии в нашем районе. В Норвегии ее номер – 73. Приблизительно через 50 км заехали в Норвегию, на что указывал небольшой дорожный знак. Возле озера остановились на обед (Ф.93)

Ф.93. Обед в Норвегии

Ф.93. Обед в Норвегии

17.00 Продолжили путь по дороге № 73. По ней до магистральной трассы Е6 около 80 км., на которой поворачиваем на лево и движемся в сторону г. Тронхейм. Решили заночевать перед городом, чтобы утром посмотреть этот один из красивейших городов Норвегии. За г. Levanger съехали с трассы вправо вдоль фьорда. Нашли небольшое место для ночевки возле озера около пос. Falstad.
21.30 Приготовив ужин, легли спать.

День 12.
29 июля 2017 г., суббота
Переменная облачность, +19С

06.30 Позавтракав, возвращаемся на трассу E6. По ней едем к Тронхейму. Перед городом началась платная дорога. Свернули на заправку, чтобы узнать, как оплатить. Нам объяснили, что нужно как-то зарегистрировать автомобиль через интернет, а потом на почту будет приходить счет. Мы толком не поняли, как это сделать и решили ехать дальше. Подумали так: если нужно будет платить, заплатим. Потом кто-то из наших сказал, что ему говорили друзья из Норвегии, что иностранцы у них не платят. В 2014 г. мы также не поняли, как осуществлять оплату. Поэтому в этом вопросе ничего не можем толком посоветовать.
08.10 Припарковались около старой части города, оплатив парковку через терминал. На прогулку по городу потратили около трех часов (Ф.94)

Ф.94. г. Тронхейм. Нидарроский собор

Ф.94. г. Тронхейм. Нидарроский собор

11.05 Выехали к трассе Е6. По ней едем на юг к р. Driva.
13.50 Остановились на ПБ возле реки на том месте, где у нас в 2014 г. был базовый лагерь – возле кемпинга Vartiger. Разгружаемся, ставим лагерь и занимаемся заготовкой дров. Рядом небольшой автокемпинг с теплым туалетом и теплой водой.
20.00 Ужинаем, отдыхаем и опять расчехлили гитару ?

IV. Техническая работа на маршруте (рр. Driva – Grøvu).

День 13.
30 июля 2017 г., воскресенье
Стапель.
Разведка: верхний каньон “Upper” на р. Driva
Пройдено: 5 км(пешком)
Чистое ходовое время: 3 часа.
Облачно, ветер, +18С

10.00 Закончив завтрак, начали собирать плавсредства. Поскольку старт на реке выше по течению, решили только привязать баллоны и загрузить все на верх автобуса.
12.10 Начали готовить обед, после которого поехали на пешеходную экскурсию.
14.00 – 15.00 – Обзорная экскурсия на плато в верховьях Дривы (Ф.95-97).

 

Ф.95–97. Верхнее плато и начало реки Дрива

Ф.95–97. Верхнее плато и начало реки Дрива

15.00 – 18.00 – Полная разведка верхнего каньона “Upper” (Ф.98–104). Определили место старта, ориентиры всех ключевых препятствий, точки съемки, страховки и вернулись в лагерь.

Ф. 98–104. Река Дрива. Участок “Upper”

Ф. 98–104. Река Дрива. Участок “Upper”

21.00 Ужин и “программа отдыхай” перед сложным завтрашним днем.

День 14.
31 июля 2017 г., понедельник
Участок прохождения: ст. Kongsvold – каньон “Upper” – препятствия № 1–6 – нач. препятствия № 7.
Пройдено – 7 км.
Чистое ходовое время – 3 ч. 45 мин.
Солнце, +20С

Карта за день

Швеция-Норвегия 2017 карта 5 Дрива

09.00 Позавтракав, едем вверх по течению к станции Kongsvold (Ф.105), надуваем катамараны.
12.00 Начинаем сплав ниже станции Kongsvold (Ф.106). С начала движения до препятствия № 1 30 минут несложного сплава по шиверистому участку не выше 3 к.с.

Ф.105. Начало около ст.Kongsvold

Ф.105. Начало около ст.Kongsvold

Ф.106. Первый метры на р. Дрива

Ф.106. Первый метры на р. Дрива

12.30 – 13.30 Полная обработка препятствия № 1 (Ф.107). Разведка порога по ПБ. Причалили к правому берегу, заметив, что дорога спускается к реке. Это ориентир начала порога. Он начинается шиверой, которая заканчивается водопадом высотой до 4 м.

Ф.107. Река Дрива. Препятствие № 1. Разведка

Ф.107. Река Дрива. Препятствие № 1. Разведка

На заходе в сам водопад стоят два “зуба”. Все экипажи прошли по центру. Страхуем в улове под ПБ ниже порога возле водопада. С4 после прохождения порога стал дополнительно на страховку с воды. Проходили препятствие в такой последовательности С4, С2-2, С2-1 (Ф.108–114).

Ф.108–114. Река Дрива. Препятствие № 1. Прохождение

Ф.108–114. Река Дрива. Препятствие № 1. Прохождение

Через 300 м после порога начинается препятствие №2 (Ф.115). Ориентир начала препятствия – высокий водопад на ПБ. Разведка по ПБ.
13.45 – 14.30 Полная обработка препятствия. Обносим первый 4-м водопад. По крутому склону на веревках спускаем катамараны в улово Ф.116–118) перед следующим препятствием № 3, которое проходим по основному течению (Ф.119–124)

Ф.115. Река Дрива. Препятствие № 2

Ф.115. Река Дрива. Препятствие № 2

Ф.116–118. Спуск катамаранов

Ф.116–118. Спуск катамаранов

Ф.119–124. Река Дрива. Препятствие № 3

Ф.119–124. Река Дрива. Препятствие № 3

Далее двигаемся по шиверистому участку (препятствие № 4). Через 20 мин причалили к кемпингу, который находится на ПБ и является ориентиром начала препятствия №5.
14.50 – 15.20 Полная обработка препятствия. Препятствие состоит из двух водопадов. Первый высотой около 3 м и разделен на два потока большими камнями. Зразу за ним второй – 4 м на резком правом повороте (Ф.125–126).

Ф.125–126. Река Дрива. Препятствие № 5. Второй водопад

Ф.125–126. Река Дрива. Препятствие № 5. Второй водопад

Обнос по ПБ всеми катамаранами в улово после препятствия. Зразу за ним начинается шиверисто-порожистый участок протяженностью около 2 км, в начале которого можно отметить препятствие № 6, которое прошли сходу с взаимостраховкой с воды (Ф.127).

Ф.127. Река Дрива. Препятствие № 6. Экипаж С2-1

Ф.127. Река Дрива. Препятствие № 6. Экипаж С2-1

16.00 Причалили к ПБ напротив ручья. Это ориентир следующего препятствия № 7 (Ф.128).

Ф.128. Река Дрива. Препятствие №7. Начало

Ф.128. Река Дрива. Препятствие №7. Начало

На этом на сегодня решили закончить сплав. Идти порог 6 к.с. в это время посчитали не безопасным. Катамараны оставили на ПБ, привязав их к дереву.
17.10 Вернулись в базовый лагерь. Пообедав, занялись ремонтом личного снаряжения.
20.00 Ужин и вечерние посиделки с гитарой.

Первый порог-водопад. «Фотографы» появились на другом берегу реки! Значит где-то ниже есть мостик через Дриву. Проходят все экипажи. Все ОК. Второй водопад обносим и спускаемся на веревках за него. В районе следующих двух водопадов мы стали главной диковинкой для туристов из Китая. Фото с китаянкой — мы с Леней звезды китайского ютьюба 🙂 Дошли до притока слева, смотрели участок за ним. Оказывается уже после шести! До лагеря решили пойти пешком — ошибка в расстоянии, не дошли… Ждём бус, мерзнем…

День 15.
01 августа 2017 г., вторник
Участок прохождения: нач. препятствия № 7 – препятствия № 7 – 12 – Magalaupe camping
Пройдено – 21 км.
Чистое ходовое время – 5 ч. 45 мин.
Облачно, мелкий дождь, +18С

Карта за день

Швеция-Норвегия 2017 карта 6 Дрива

09.00 Выехали к месту старта. Делаем просмотр, выставляем съемку и страховку: одна в середине порога, вторая – в конце сразу за пешеходным мостом.
11.10 – 11.45 Прохождение препятствия № 7 всеми экипажами. Стартовали ниже острова (Ф.129–134).

Далее по основной струе через сливы и бочки.

Ф.129–134. Река Дрива. Препятствие №7. Прохождение

Ф.129–134. Река Дрива. Препятствие №7. Прохождение

Сразу за ним начинается порожистый участок (препятствие № 8), который прошли сходу.
12.45 Причалили для отдыха в базовом лагере.
13:30 Выходим с лагеря. Через 20 мин сходу проходим препятствие № 9. На выходе обливной камень, который обходится с любой стороны.

Ф.135. Река Дрива. Препятствие №9. Экипаж С4

Ф.135. Река Дрива. Препятствие №9. Экипаж С4

Сразу за ним причалили к ПБ для обработки следующего порога.
14.05 – 15.00 Полная обработка препятствия № 10. Страховку поставили после центрального слива с бочкой и в конце порога (Ф.136-139).

Ф.136–139. Река Дрива. Препятствие №10. Прохождение

Ф.136–139. Река Дрива. Препятствие №10. Прохождение

Шли по основной струе. На выходе уходили от прижима (Ф.140).

Ф.140. Уход от прижима. Экипаж С2-2

Ф.140. Уход от прижима. Экипаж С2-2

15.10 Продолжили сплав далее. Река представляет собой шиверу в пределах 4 к.с.
15.50 – 16.00 Привал на ПБ. После ж/д моста по берегам начинаются карьеры. Это ориентир начало препятствия № 11. Разведка первой ступени по ПБ, других по ЛБ.
16.50 – 17.50 Прохождение порога. Полностью повторился 2014 г. Экипаж “четверки” в первой ступени был выброшен левым баллоном на скалу и чуть не перевернулся (Ф.141–143).

Ф.141–143. Река Дрива. Препятствие №11. Экипаж С4

Ф.141–143. Река Дрива. Препятствие №11. Экипаж С4

“Двойки” этот участок обнесли и стартанули ниже прижима (Ф.144).

Ф.144. Река Дрива. Препятствие №11

Ф.144. Река Дрива. Препятствие №11

Дальше прошли по основному потоку без проблем. Через 20 мин сходу прошли порог 3 к. с. Ориентир: левый поворот реки, а на ПБ стоит фабрика. Сам порог на правом повороте реки. После порога начинаются разбои и острова (Ф.145).

Ф.145. Спокойное течении р. Дрива

Ф.145. Спокойное течении р. Дрива

Через некоторое время слева мощный приток – река Омутсельва.
19:05 Финишировали на ЛБ перед автомобильным мостом возле Magalaupe camping.
Рекомендуем обязательно чалится перед мостом, поскольку под ним мощный 3-м косой слив, за которым начинается сифон Magalaupet – Препятствие № 12 (Ф.146–148).

Ф.146–148. Река Дрива. Препятствие № 12

Ф.146–148. Река Дрива. Препятствие № 12

Загружаем катамараны на автобус и завозим к началу препятствия № 13 (Ф.149–150), которое находится под автомобильным мостом дороги №520.
20.30 Вернулись в базовый лагерь. 23.00 Отбой.

Снова ранний подъем. Перловка. Тёплый туалет. Секция с большим падением оставленная вчера на завтра. Приносим оставленные каты к улову ниже входа в порог. Страховка и фото в середине и за косой бочкой. Пошли — снизу река как водяная лестница. Все ОК. Дальше, до лагеря, без серьёзных порогов. В лагере перекус и чай. Постоянно моросит дождик. Пошли дальше, через км большой порог. Потом снова два подряд. Второй многоступенчатый. Идём. Отдых на фоне «игрушечной» жд-станции. Прижим в районе карьера. Четверка проходит с приключениями, мы обносим. Дальше ожидаем мост и кемпинг для выгрузки и обвоза сифона, а попадаем в интересный каньон с каменными стенками и очень большой глубиной реки. Ну вот и кемпинг. Прикол со мной и с Леней. Вышли с воды на 200 м раньше, типа пронести кат по дороге будет легче, чем вытянуть на его крутой склон. Тупанули сильно. Не дошли до нашего буса 50 м и повернули, и понесли по дороге, ведь Леня сказал, что там дальше скала! Дали с катом в руках крюк в километр с набором высоты! Пришли к своим с другой стороны кемпинга, все дико ржали. Обвоз сифона. Ужин с водкой. Пошёл в сувенирный магазин, который «оказался» рядом. Сумка сыну, вязанные норвежские перчи жене, себе красная шапка с оленями, в семью колбаса из лося, тролль и магнит на холодильник. С подарками ОК. Продолжение ужина, грибы и ещё по три стопочки. Презентация стихов от Светы. Песни под гитару до полуночи. Идея озвучки фильма об этом походе. Пройденная верхняя Дрива будет под песню «Я свободен», группа Ария.

День 16.
02 августа 2017 г., среда
Участок прохождения: автомобильный мост дороги № 520 – препятствие № 13–14 – участок “Rafting” – препятствие № 15–16 – препятствие № 17–19 – начало каньона “Gråura”
Пройдено – 30 км.
Чистое ходовое время – 5 ч. 30 мин.
Переменная облачность, +23С

Карта за день

Швеция-Норвегия 2017 карта 7 Дрива Rafting

09.00 Позавтракав, выезжаем к месту старта. Подготовили катамараны и определили место операторов. Страховка в конце порога на ПБ.

Ф.149. Река Дрива. Препятствие № 13. Начало

Ф.149. Река Дрива. Препятствие № 13. Начало

Сегодня такая смена в экипажах: Андрей Назаренко – береговая поддержка, Светлана Фоминых в экипаже С2-2, Мыхайлюк Мария в экипаже С4.

Ф.150. Река Дрива. Препятствие № 13. Выход

Ф.150. Река Дрива. Препятствие № 13. Выход

10.30 – 11.05 Прохождение препятствия № 13. Экипаж C4 прошел правым рукавом, “двойки” левым (Ф.151–156).

Ф.151–156. Река Дрива. Препятствие №13. Прохождение

Ф.151–156. Река Дрива. Препятствие №13. Прохождение

11.10 Продолжили сплав. Через 100 м. после препятствия – шивера, а через 1,5 км. с правой стороны впадает река Винстра (Vinstra). От моста тянется 6-ти километровый плесовый участок с небольшими сливами. После него автомобильный мост – это начало участка “Rafting”. Река входит в 4-х километровый узкий каньон с отвесными черными стенами (Ф.157).

Ф.157. Река Дрива. Участок “ Rafting”

Ф.157. Река Дрива. Участок “ Rafting”

11.55 – 12.05 Остановились на привал зразу за автомобильным мостом. От моста на протяжении 1 км проходим сходу шиверисто-порожистый участок 3-4 к.с. В русле много камней, приходиться маневрировать.
12.20 – 13.00 В очередном улове успешно остановились порыбачить ? Через 10 мин причалили к ПБ для осмотра препятствия № 15.

13.10 – 13.40 Полная обработка препятствия. Порог начинается на плавном правом повороте реки. Длина порога 150 м, разведка по ПБ. Река разделяется на два рукава. Правый частично засыпан камнями и присоединяется к основному потоку после большого “зуба” на основном потоке. В левый идет основное течение, но в центре стоит большой “зуб”. За ним сразу очень сильная косая бочка и прижим к левому берегу. Идем через правый рукав и обходим бочку по самому краю (Ф.158–160).

Ф.158–160. Река Дрива. Препятствие №15. Прохождение

Ф.158–160. Река Дрива. Препятствие №15. Прохождение

Сразу после порога начинается шиверисто-порожистый участок не выше 4 к. с., однако в одном месте находиться довольно мощный порог. К нему один час чистого хода. Мы же вместе с рыбалкой дошли за 2 часа 20 мин.
16.00 Остановились на ПБ для осмотра препятствия № 16 (Ф.161).

Ф.161. Река Дрива. Препятствие №16

Ф.161. Река Дрива. Препятствие №16

Страховку поставили за скалами ПБ в улове после порога.
16.10 – 16.40 Прохождение порога. Экипаж С4 прошел по центру слива и въехал левым носом на ЛБ. Струей был отброшен назад и успешно завершил прохождение (Ф.162).

Ф.162. Река Дрива. Препятствие №16. Экипаж С4

Ф.162. Река Дрива. Препятствие №16. Экипаж С4

“Двойки” прошли правее от от центра (Ф.163–164).

Ф.163–164. Река Дрива. Препятствие №16. Экипажи С2-2 и С2-1

Ф.163–164. Река Дрива. Препятствие №16. Экипажи С2-2 и С2-1

17.15 После небольшого отдыха продолжили сплав. Далее река продолжает шиверить, местами пороги не выше 4 к. с. Все шли сходу.
17.30 – 17.55 Техническая остановка чтобы поддуть катамараны. Далее двигаемся походным порядком. Река довольно спокойная. Но по описанию впереди еще один сложный участок. Остановились через 30 мин для разминки колен.
18.35 – 19.00 Продолжили сплав и подошли к указанному сложному участку. Причалили в улове ЛБ для осмотра препятствия № 17 (Ф.165).

Ф.165. Река Дрива. Препятствие №17

Ф.165. Река Дрива. Препятствие №17

Взвесив все “За” и “Против” решили обнести заходную часть, посчитав не безопасным в такое время проходить очень сложную “бочку”.
19.15 – 19.40 – Обнос всех плавсредств по скалам ПБ (Ф.166).

Ф.166. Река Дрива. Препятствие №17. Обнос

Ф.166. Река Дрива. Препятствие №17. Обнос

19.50 Стартуем со струи. Через 200 начинается следующее препятствие № 18. Линия движения читается с воды. Однако, тем группам, которые не уверенно ориентируются сходу, рекомендуем это препятствие просмотреть.
20.10 – Причалили на ЛБ перед автомобильным мостом дороги № 513. Впереди препятствие № 19 (Ф.167). Зразу за ним вход в каньон “Gråura”.

Ф.166. Река Дрива. Препятствие №19

Ф.166. Река Дрива. Препятствие №19

Привязав катамараны на ЛБ, вышли к автобусу и вернулись в базовый лагерь.
22.45 Ужин и быстрый отбой.

Сегодня секция Rafting до Gråura. Происходит рокировка, я «отдыхаю». Фотографирую прохождение порога под мостом. Иду снимать сифон и искать водопад за ним. Пошёл сильный дождь. Вымок до нитки, но снял классные фото (когда-то тут будут). Поехали к входу в каньон Gråura. Грандиозно! Поехали смотреть стоянку ниже каньона. Глубина каньона всех повергла в трепет. Дорога №70, идущая вдоль каньона, поднимается, наверное, на метров 600. А потом крутейший спуск, по табличке 9%.  Быстрый ужин в полночь. Адмирал сдал заначку спирта, 0.9 литра. Жарили с Сашей грибы до двух ночи.

День 17.
03 августа 2017 г., четверг
Дневка.
Переменная облачность, +22С

08.00 Завтрак. Готовимся к переезду на новый базовый лагерь.


11.00 Выезжаем. В г. Оппдал заправляем полный бак. Также заехали на какой-то кемпинг с душем и интернетом ?
14.00 Поставили базовый лагерь на ЛБ за вторым, после каньона, мостом через реку. Здесь же мы стояли и в 2014 г. Отдых, ремонт личного снаряжения и заготовка дров.
22.00 Отбой.

Переезд лагеря ниже каньона Граура. Все сожалеют, что тёплый туалет с собой забрать нельзя. Поехали дорогой по левом берегу, стали возле фермы сфотографировать панораму долины. Подошли коровы, Саше мешал провод ограды и он решил его поднять. Ударило током! А в этот момент Леня снимал его на видео. Саша корячится от удара током, а Леня ему говорит: «Плохо снял, нужно повторить!» Мы дежурные. Ужин пшено, капуста и грибы. Подготовили перекус, завтра нам вставать в 5 утра. Света пробовала натянуть тент. Сама. Придумала проблему и хотела чтобы её кто-то решил. Никто не вызвался. Обиделась на всех. Придумала как нас называть — подонки 🙂 шла третья неделя похода

День 18.
04 августа 2017 г., пятница
Участок прохождения: каньон “Gråura” – препятствия № 20–31 – базовый лагерь
Пройдено – 19 км.
Чистое ходовое время – 5 ч. 55 мин.
Переменная облачность, +18С

Карта за день

Швеция-Норвегия 2017 карта 8 Дрива Graura

07.30 Выезжаем с базового лагеря на место старта. Готовим катамараны, проверяем личное снаряжение, средства связи и фотокамеры. Обносим узкий проход по ЛБ.

Ф.167–169. Обнос и фото перед стартом

Ф.167–169. Обнос и фото перед стартом

Ф.170–172. Вход в каньон

Ф.170–172. Вход в каньон

09.30 Входим в каньон – это непередаваемое и удивительное ощущение… (Ф.170–172).

Считаем, что описывать четкий временной график прохождения нет смысла, поскольку прошли каньон практически на одном дыхании за 6 часов 15 мин включая небольшой 20 мин отдых после плесового участка (см. Лоцию). В основном отдыхали в процессе разведки, съемки страховки. Поэтому остановимся на конкретных рекомендациях для других групп, желающих пройти этот каньон.

1. Аварийные выходы. Выход с каньона утруднен высокими стенами. Поэтому его условно можно разделить на две части: первая до пешеходного моста, вторая после него. За ним нормальный выход возможен только в конце каньона. Правда, местами встречаются рыболовные места. Как вариант, возле них могут быт тропы для выхода наверх. Но мы не знаем, как по ним взбираться наверх, особенно с плавсредствами.

2. Разведка. Разведка практически всех ключевых препятствий утруднена скалами. Как правило, реально очень хорошо просмотреть заход и немного выход (для лучшего обозрения нужно скальное снаряжение). Но, считаем, что это нецелесообразно из-за траты времени и сил. После такого просмотра уже не будет сил на прохождение. Тем более, что каньон известен и это не первопрохождение.

3. Страховка. Та же проблема, что и с разведкой. Обеспечить страховку “морковками” практически нереально из-за отвесных скал. Поэтому шли тандемом: С4 всегда шел первым, за ним экипаж С2-2. Потом с катамарана страховали экипаж С2-1. Значительную часть шли сходу.

4. Сложность препятствий. Все препятствия, которые посчитали отметить, описали в лоции. Каньон интересен как раз тем, что в нем присутствуют разнообразные препятствия от 4 до 6 к. с. включительно (Ф.173–219). Рекомендуем, особенно обратить внимание на препятствия № 22 и № 24

Ф.173–188. Река Дрива. Препятствие № 22. Прохождение и страховка

Ф.173–188. Река Дрива. Препятствие № 22. Прохождение и страховка

Ф.189–193. Река Дрива. Препятствие № 23.

Ф.189–193. Река Дрива. Препятствие № 23.

Ф.194–197. Река Дрива. Препятствие № 24

Ф.194–197. Река Дрива. Препятствие № 24

Ф.198–199. Река Дрива. Препятствие № 25

Ф.198–199. Река Дрива. Препятствие № 25

Ф.200–203. Река Дрива. Препятствие №26. Прохождение и страховка

Ф.200–203. Река Дрива. Препятствие №26. Прохождение и страховка

Ф.204. Отдых в каньоне Граура

Ф.204. Отдых в каньоне Граура

Ф.205–210. Река Дрива. Препятствие № 27

Ф.205–210. Река Дрива. Препятствие № 27

Ф.205–210. Река Дрива. Препятствие № 27

Ф.205–210. Река Дрива. Препятствие № 27

Ф.211–215.Река Дрива. Препятствие № 30

Ф.211–215.Река Дрива. Препятствие № 30

Ф.216–218. Река Дрива. Препятствие №31

Ф.216–218. Река Дрива. Препятствие №31

5. Выводы. Во-первых, для безопасного прохождения, на наш взгляд, самой важной есть психологическая подготовка и понимание сложности аварийного выхода. Во-вторых, мы попали в самый оптимальный уровень воды в каньоне. Если на водомерной метке вода будет выше чем 2,8 м все препятствия резко усложнятся. В-третьих, в базовом лагере желательно иметь связующего человека.
15.45 Были возле водомерной метки (Ф.219). Отсюда 30 мин сплава к базовому лагерю.

Ф.219. Конец каньона Gråura

Ф.219. Конец каньона Gråura

16.25 Причалили возле базового лагеря. Пообедали и отдыхали.
20.00 Ужин. Делились впечатлениями от прохождения каньона.

Подъем в 5 утра. Гречка, с мариноваными грибами. Сборы и ранний выезд к началу Gråura. Вышли в 9-30. Заход в каньон очень крутой. Идём, смотрим за первыми ориентирами порогов. Через 1.5 км первый именной порог Storfallet. Невероятно круто. Река зажатая в стальных стенках валит ступенями. Просмотреть окончание порога просто невозможно. Наше прохождение — как по мягкой перине!!!. Дальше — слалом на водных горках как в каменоломне. А вот и мостик через Дриву. Солнце и сплошные пороги, играющие на солнце. Пошёл дождь под солнцем. Все вглядываемся где же сифонистый участок со сливом справа. Не впечатлил. Снова пороги. Несчитанное количество порогов. Стоим в улове перед большим порогом. Появляются немецкие каякеры, с ними одна девушка. Она в шоке от встречи. Идём дальше и… внезапно выход из Грауры. Общее фото на фоне водомерного узла. До лагеря 3 км спокойной воды. Коньяк за прохождение. Прошли каньон Gråura за 6 часов! Все в таком эмоциональном и физическом напряжении, что после перекуса валимся поспать пару часов. Вечером гороховый суп. Спирт. Блины. Полночь, спать. Завтра идем Грёву

День 19.
05 августа 2017 г., суббота
Полудневка.
Участок прохождения: разведка участка “Lower” на р. Grøvu
Пройдено – 6 км.
Чистое ходовое время – 3 ч. 30 мин.
Переменная облачность, +18С

Схема реки Grøvu

Швеция-Норвегия 2017 карта 9 Греву

09.00 Позавтракав, собираемся на пешеходную экскурсия в район Amotan – место трех водопадов. Отсюда также начинается участок “Lower” на р. Grøvu. Кроме этого решили заехать для осмотра верхнего участка реки “Upper”.
10.00 Выехали с базового лагеря. Через несколько километров повернули налево в направлении реки Grøvu. Далее едем вверх по течению. На втором мосту переезжаем реку и двигаемся по дороге вверх. Заехав по серпантину на плато, едем дороге. Переехав мост через Grøvu – это конец участка “Upper” (Ф.220) – поворачиваем направо (впереди видно какие-то строения и дом – пос. Røymoen).

Ф.220. Река Грёва. Конец участка “Upper”

Ф.220. Река Грёва. Конец участка “Upper”

11.00 По грунтовой дороге доехали до автостоянки. Отсюда до старта на участке нужно пройти около 1 км, что с катамаранами довольно проблематично. Возле стоянки можно поставить лагерь и начать сплав. Просмотрев часть реки, мы решили не проходить верхний участок. Причины: 1) отсутствие информации о прохождении этого участка; 2) не возможность осуществить полную разведку каньона в связи с отсутствием скального снаряжения. Надеемся, что в следующий раз обязательно пройдем эту секцию (Ф.221).

Ф.221. Река Грёва. Участок “Upper”

Ф.221. Река Грёва. Участок “Upper”

12.10 Насладившись красотами, возвращаемся вниз к реке. Переехав нижний мост, повернули направо вверх. Заехали на небольшую автостоянку возле пос. Jenstad (Ф.222–223). Отсюда по указателям идти по тропе около 1 км к месту трех водопадов – Amotan (Ф.224). В этом месте также начинается участок “Lower”.

Ф.222. Автостоянка возле пос. Jenstad

Ф.222. Автостоянка возле пос. Jenstad

Ф.223. Пос. Jenstad

Ф.223. Пос. Jenstad

Ф.224. Åmotan

Ф.224. Åmotan

13.30 По кольцевой тропе прошли живописнейший участок с очень красивыми пейзажами и вышли к автостоянке. Сплав решили начинать возле автомобильного моста ниже поселка, поскольку занос катамаранов по тропе очень неудобный.
13.45 Спустились вниз к мосту. Отсюда пешком начали разведку сплавного участка вплоть до устья реки.
13.45 – 17.15 Дошли до устья. Наметили места чалок и страховки.
17.45 Вернулись в базовый лагерь. Пока дежурные готовили ужин, остальные загружали катамараны на автобус.
20.00 Ужин. Вечером немного посидели с песнями под гитару.

Поехали на верхнюю Грёву. Меня осенило — окончание фильма будет под песню Бутусова: «В это трудно поверить, я вернулся домой…» Улёт. Добрались до самого верха, посмотрели участок, который на надувных катамаранах ещё не ходили. Пока мы так думаем… Поехали к месту, которое называется Åmotan. Заплатили 40 крон за стоянку. Пошли к реке, а до точки предполагаемого старта оказалось ой как далеко! Первым увидели водопад Reppdel. Вторым Sunsel. Зрелище просто невероятное. Сливаются три реки, на самом деле семь. Грёва, до слияния с правым притоком просто водяной эскалатор. Поняли, что катамараны, сюда на старт, мы не занесем…

День 20.
06 августа 2017 г., воскресенье
Участок прохождения: р. Grøvu – участок “Lower” – препятствия № 1–5 – р. Driva – препятствие № 32 – нач. участка “Romfo”
Пройдено – 19 км.
Чистое ходовое время – 4 ч. 55 мин.
Солнце, +20С

Карта за день

Швеция-Норвегия 2017 карта 10 Греву Lower

09.00 Позавтракав, выезжаем к месту старта. На месте готовимся к сплаву. На сегодня такая смена в экипажах: Ваня Ярмоленко – береговая поддержка, Светлана Фоминых в экипаже С2-1, Мыхайлюк Мария в экипаже С4. На реке нужно быть предельно внимательным. Течение очень быстрое, довольно большой уклон. Чем-то напомнило р. Шавлу на Алтае. Места для чалок есть, но желательно их обозначать заранее или ставить чальщика. Что мы и сделали. В 2014 г. мы отказались от прохождения этой реки. Теперь же решили “вернуть должок”. Кроме этого, на момент написания отчета мы не нашли подтверждения прохождения этого участка на катамаранах.
10.45 Стартуем от обозначенного на карте моста (Ф.225).

Ф.225. Старт на р.Грёва

Ф.225. Старт на р.Грёва

Общий фон реки – мощная шивера не ниже 4С к.с., которая местами переходит в сложные пороги (Ф.226–245).

Ф.226. Река Грёва. Препятствие №1

Ф.226. Река Грёва. Препятствие №1

Ф.227–231. Река Грёва. Препятствие №1

Ф.227–231. Река Грёва. Препятствие №1

Весь участок до устья прошли за 3 часа 20 мин без специальных привалов. Отдыхали на просмотрах, страховке и съемке. Препятствия, указанные в Лоции, были пройдены всеми экипажами.

Ф.232–238. Река Грёва. Препятствие №2

Ф.232–238. Река Грёва. Препятствие №2

Страховку обеспечивали “морковками” и флагманским катамараном с воды в небольших уловах. При прохождении препятствия № 3 (Ф.239–241)

Ф.239–241. Река Грёва. Препятствие №3. Заходная часть

Ф.239–241. Река Грёва. Препятствие №3. Заходная часть

экипаж С2-1 наехал правым баллоном на большой камень, а левый ушел в слив. Как следствие, катамаран был перевернут (Ф.242)

Ф.242. Река Грёва. Препятствие №3. Переворот С2-1

Ф.242. Река Грёва. Препятствие №3. Переворот С2-1

Саша Лесниченко оказался в середине катамарана и в конце порога был “выловлен морковкой” Ваней Ярмоленко, а Светлана Фоминых ушла самосплавом. Ее подобрал страхующий экипаж С4 (Ф.243)

Ф.243. Река Грёва. Препятствие №3. Место страховки

Ф.243. Река Грёва. Препятствие №3. Место страховки

Ф.244. Река Грёва. Препятствие №4. Экипаж С2-1

Ф.244. Река Грёва. Препятствие №4. Экипаж С2-1

14.05 Успешно причалили в месте слияния с Дривой.

Ф.245. Устье р. Грёва

Ф.245. Устье р. Грёва

Отметим, что несмотря на довольно короткий участок, он достоин внимания. Все пороги слаломного типа с большими камнями, сливами, бочками и “каменными воротами”.
15.05 Пообедав, продолжили сплав к месту начала участка “Romfo”. Идем походным порядком без разведки (Ф.246). Все проходим по основному течению. Мощь реки заметно возросла

Ф.246. Река Дрива

Ф.246. Река Дрива

Ф.247. Река Дрива. Препятствие №32. Экипаж С2-2

Ф.247. Река Дрива. Препятствие №32. Экипаж С2-2

16.00 – 16.10 Привал и продолжили сплав далее. Достаточно часто встречаются мели, река широкая. Приблизительно за 1 км до двойного моста находятся 2 порога 4А к. с. (Ф.247), которые прошли сходу.
16.50 Причалили перед двумя мостами на ПБ. Здесь же и оставили катамараны, привязав их к деревьям. Здесь нашли очень много земляники и малины ?
18.10 Вернулись в базовый лагерь.
21.00 Ужин.

Так как катамараны погрузили на крышу буса ещё вчера, то собирались на легке и быстро. Предстояла дистанция около 4-5 км. Грёва, река нон-стоп. Режим прохождения такой: смотрим около 200-400 метров и идём. В начале два очень мощных порога. Уже ближе к окончанию участка киляются Света и Саша. Свету оторвало от ката, ее ловит четверка метров на 150 ниже. Саша остался внутри ката. Ваня его выловил на морковку. Все ОК. Проходим нижнюю Грёву,  на стрелке с Дривой перекусываем и идём до секции Romfo. А там в конце плесов три порога. Первый четвёртой категории. Пришлось снова поработать. В магазине Joker берём дешевое, но нормальное пиво. Костер, песни под гитару и тут замечаем, что Леня бреется на сухую. Три дня без «допинга»…

День 21.
07 августа 2017 г., понедельник
Участок прохождения: р. Driva – нач. участка “Romfo” – препятствия № 33–38 – мост возле пос. Фуру.
Антистапель.
Пройдено – 23 км.
Чистое ходовое время – 6 ч. 25 мин.
Переменная облачность, +20С

Карта за день

Швеция-Норвегия 2017 карта 11 Дрива Romfo

09.00 Выезжаем из базового лагеря. Прибыв на место, готовимся к сплаву. На сегодня такая смена в экипажах: Леня Лесниченко – береговая поддержка; Светлана Фоминых в экипаже С2-2, Мыхайлюк Мария в экипаже С4.

10.30 Выходим походной колонной (Ф.248) и через 5 мин. причалили на отмели ПБ, заметив огромный камень впереди. Это ориентир препятствия № 33 (Ф.249)

Ф.248. Стартанули к началу участка “Romfo”.

Ф.248. Стартанули к началу участка “Romfo”.

Ф.249. Ориентир начала участка “Romfo” (препятствия №33)

Ф.249. Ориентир начала участка “Romfo” (препятствия №33)

10.35 – 12.15 Полная обработка препятствия. Разведка по ПБ. От места чалки видно только первую ступень. Чтобы посмотреть дальше, нужно зайти за поворот по крутому склону. В конце порога поставили съемку с страховку. Самая опасная – третья ступень. Экипаж С4, перебрав влево на заходе, был выброшен левым баллоном на скалу и классически перевернут (Ф.250–254)

Ф.250–252. Река Дрива. Препятствие № 33. Переворот экипажа С4

Ф.250–252. Река Дрива. Препятствие № 33. Переворот экипажа С4

Весь экипаж всплыв возле катамарана, ниже поймали “морковки”: страхующие сработали прекрасно. Катамаран зачалили в улове возле страхующих и поставили на киль. Результат: все живы, но ушло два весла. “Двойки” успешно прошли под правым берегом.

Ф.253–254. Река Дрива. Препятствие № 33. Экипажи С2-1 и С2-2

Ф.253–254. Река Дрива. Препятствие № 33. Экипажи С2-1 и С2-2

Сразу после этого порога пошли на осмотр следующего.
12.15 – 13.15 Полная обработка препятствия № 34 (Ф.255–257). Разведка и страховка по ПБ. Порог представляет собой довольно жесткий слалом между камнями со сливами, бочками и прижимами.

Ф.255–257. Река Дрива. Препятствие № 34.

Ф.255–257. Река Дрива. Препятствие № 34.

Прошли по основной струе. Сразу за ним следующий порог № 35 и …… СЮРПРИЗ в виде небольшого плеса и ПЛОТИНЫ (препятствие № 36, Ф.258), которой еще в прошлом году не было.

Ф.258. Река Дрива. Препятствие № 36 – плотина

Ф.258. Река Дрива. Препятствие № 36 – плотина

13.15 – 14.00 Полная обработка препятствия № 35. Разведка и страховка с ПБ. Технически порог похож с предыдущим, только в конце выходная бочка помощнее. Далее на плёсе начались поиски весел. Результат: одно нашли в улове перед плотиной, второе достали экскаватором с плотины ?  (Ф.259)

Ф.259. Река Дрива. “Спасение” весла

Ф.259. Река Дрива. “Спасение” весла

Обнос плотины занял 10 мин по ПБ. Еще 10 мин потратили на отдых (экскаваторщика-норвежца за помощь в спасении весла угостили украинским президентским шоколадом) и продолжили сплав.
14.25 – 15.00 До автомобильного моста возле пос. Мулюхкья имеются небольшие шиверы не выше 3 к. с. В 2014 г. здесь мы закончили маршрут. В этот раз решили пройти немного дальше.
15.15 – 16.15 Пошли дальше походным порядком. С ходу прошли препятствия № 37–38 и остановились возле устья р. Грёа.
16.30 – 17.10 Далее река спокойная. Финишируем возле автомобильного моста около пос. Фура (Ф.260). Грузим катамараны на автобус и возвращаемся в базовый лагерь. Разбираем плавсредства для завтрашней просушки. Активная часть похода успешно закончена.

Ф.260. Конец маршрута

Ф.260. Конец маршрута

21.00 Ужин и традиционные посиделки с гитарой.

Дождь. Дежурные перенесли завтрак на позже. Едем идти Ромфо. Сегодня я «катаю» Свету. Подошли к каньону. На входе в реке, в центре, скала в четыре этажа. Разведка за поворот. Лазили по огромным глыбам. Во второй ступени струя бьёт в прижим. Воды около 60 кубов. Для себя решаем идти впритирку к правому берегу. Четверка решила идти справа налево, по языку. Мгновение и киль. Сработала страховка перед третей ступенью. С почином Машу, Димона и Юру. Ушло два весла. Все прошли ниже третей ступени, снова просмотр. Проходим справа. По центру навал воды на камни. Находим велик, фотографируемся. Сюрприз в конце участка — Ромфо перегорожена плотиной! Выходим в озеро. Ищем весла по берегам и кустам. Идём на плотину, за ней виден мост. И находим весло! Дальше шоу по его доставанию. В финале Саша в ковше экскаватора достаёт утерянное весло с тела плотины. Обнос. И сплав до финиша… Антистапель. Сушка. Пиво. Заключительная речь адмирала. Идёт дождь. Завтра едем домой через Trollstigen.

V. Автомобильный маршрут (базовый лагерь на р. Driva – г. Каменец-Подольский).
День 22.
08 августа 2017 г., вторник.

08.00 Позавтракав, сушим вещи, катамараны и постепенно упаковуемся в дорогу.
11.00 Загрузив автобус, выехали домой. Решили сделать небольшой круг через Дорогу троллей и Гейрангэрфьорд. Едем по дороге № 70 вниз по Дриве к г. Sunndalsøra. В нем сворачиваем налево на дорогу № 62. Доехав до г. Eldsvåg, поворачиваем налево на дорогу № 660, которая идет вдоль Лангфьорда и переходит в дорогу № 64. За г. Andalsnes нужно свернуть направо на дорогу № 63 в направлении Дороги троллей (дорожный указатель присутствует). Приблизительно через 10 км начинается собственно Trollstigen (Ф.261). Перед подъемом стоянка с сувенирными магазинами. На верху есть смотровая площадка и сувенирный магазин.

Ф.261. Trollstigen

Ф.261. Trollstigen

Дальше едем по этой же дороге к г. Valldal, в котором садимся на паром через фьорд (ходит каждых 30 мин, Ф.262) и двигаемся дальше по дороге № 63.

Ф.262. Переезд на пароме

Ф.262. Переезд на пароме

Поднявшись наверх, увидели прекраснейшую панораму Гейрангэрфьорда (Ф.263). Сделали остановку на смотровой площадке и продолжили спуск к г. Geiranger.

Ф.263. Гейрангэрфьорд

Ф.263. Гейрангэрфьорд

Отметим, что этот участок по сложности движения для автомобиля и красоте не уступает Trollstigen (Ф.264). Отсюда опять забираемся на плато и по дороге № 15 спускаемся вниз в долину р. Отта.

Ф.264. Набираем высоту

Ф.264. Набираем высоту

По этой дороге двигаемся вниз по течению и доезжаем до основной магистрали Е6. Заправляемся в г. Otta и едем дальше вдоль р. Лаген. Поздно вечером проехали Lillehammer. За городом ищем место для ночевки.
22.45 Остановились на ночевку на одной из придорожных заправок Shell перед столицей Осло. Есть оборудованные скамейки и столики для принятия пищи, а также и небольшие лужайки на которых поставили палатки. Воду брали на заправке, готовили на газе.

Утро на заправке. Дождь, ливень. А въехали в Швецию — стало солнечно и тепло 🙂 Фраза от Вани: «Пыво з запахом пыва».

День 23.
09 августа 2017 г., среда.

08.00 Позавтракав, поехали дальше по Е6 в направлении шведского г. Malmӧ. За ним сворачиваем на трассу Е20 и движемся к Ересунскому мосту (Ф.265), переехав который попадаем в København.

Ф.265.Ересунский мост

Ф.265.Ересунский мост

18.15 Поставили автобус на парковку и пошли гулять по городу. Прогулочная экскурсия затянулась до 21.00 (Ф.266–268).

Ф.266–268. Прогулка по Копенгагену

Ф.266–268. Прогулка по Копенгагену

Погрузившись в автобус, выехали на трассу Е20 и поехали дальше.
22.20 Остановились на ночевку на большой заправке. Есть места для отдыха и палаток. Воду брали на заправке, готовили на газе.

День 24.
10 августа 2017 г., четверг.

08.00 Позавтракав, двигаемся дальше по магистральной трассе Е20. Проехали еще один мост. За ним километров через 20 лопает правое заднее колесо. Пока собственными силами ставили запаску, подъехал эвакуатор и сразу с ним полиция (Ф.269). Увидев, что мы справились, пожелали нам счастливого пути. Полиция записала регистрационный номер автобуса и номер водительского удостоверения водителя.

Ф.269. Датский эвакуатор

Ф.269. Датский эвакуатор

За г. Bramdrupdam сворачиваем налево на магистральную трассу Е45. По ней движемся к г. Hamburg. Проехав город по объездной дороге, движемся дальше на Берлин. Заночевать решили в небольшом поселке Słubice, в котором у Александра Лесниченко есть родственники.
23.45 Остановились на даче. Утром решили искать шиномонтаж, чтобы сделать запаску.

Дания, утро, мивина. Наш шумахер справился на отлично с лопнувшим на скорости колесом. Ремонтировались прямо на дороге. Первой приехала дорожная служба. Потом полиция. Спросили или мы в Дании на заработках! Узнав что мы на сплав в Норвегию поехали из Украины крайне удивились, но к счастью быстро уехали. Дорога прошла в кумаре под просмотр фильма «Пропала грамота». Заночевать должны были на польской явочной даче у Анжея. По польски — это «działka». Это где-то на границе Германии и Польши. Очень душевно посидели на działka на слиянии Одры и Ватры

День 25.
11 августа 2017 г., пятница.

09.00 – 12.30 Завтрак и ремонт колеса на шиномонтаже. Поблагодарив Анжея за гостеприимство, двинулись дальше. Едем в направлении Познань – Варшава – Люблин – Замость – Долгобычув.

Утро на даче. Интеллигенты пьют чай, ведут светские беседы. Все учат Машу как выйти замуж, кем быть, и чем заниматься. Историком, программистом, бухгалтером, а она хочет стать археологом. Дима и Димон нашли паром и дьюти фри. Почему на паромах всегда есть «дешевый» бренди St-Remy? Вопрос от какого тела: «Где мой рюкзак?», ответ от аналогичного: «Тапки на газовой плите, трусы на ёлке»

День 26.
12 августа 2017 г., суббота.

02.00 Прибыли на украинско-польскую границу. Через 1,5 часа были уже в Украине. Заправились в г. Червоноград и за ним остановились на небольшой отдых в небольшом лесу.
10.00 Позавтракав, поехали дальше. Едем через Львов – Тернополь – Хмельницкий.
14.45 Мы в Хмельницком. Прощаемся с винницкой командой и едем на Каменец-Подольский.
17.15 Успешно доехали в Каменец. Поход окончен.

официальное окончание (будет)