Швеция-Норвегия 2017. Техническое описание маршрута, Швеция

начало предыдущая часть

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА, ШВЕЦИЯ. КАРТЫ ПОХОДА

Далее, все что выделено в цитату — это мои краткие заметки, которые я записывал в походе. А техническое описание маршрута, Швеция — это официальный материал подготовленный руководителем похода

I. Автомобильный маршрут (г. Каменец-Подольский – р. Piteälven)

День 1.
18 июля 2017 г., вторник
Солнце, +27С

09.01 Выезжаем автобусом Mercedes Sprinter из г. Каменец-Подольский в направлении г. Хмельницкий.
11.00. Здесь присоединятся спортсмены из г. Винница + провожающие (Ф.1). Полностью загружаем автобус и в 12.00 отправляемся на украинско-польскую границу “Шегени”.

Ф.1. Выезд из г. Хмельницкий

Ф.1. Выезд из г. Хмельницкий

16.20 – 19.20 Прохождение пограничного контроля и таможни. Украинскую часть прошли без проблем.

На границе с Польшей

На границе с Польшей

На территорию Европейского Союза запрещен ввоз любой мясомолочной продукции. Таможенники заставили вынести весть багаж для проверки. Результат: конфисковано 5 кг прекраснейшего сала ☹. Сразу после границы в супермаркете “Biedronka” закупаем мясомолочные продукты на весь поход (колбаса, тушенка, сыр, хлеб и т. п.). В Украине покупали только крупы, сахар, сладости и сушили сухари. Далее держим путь в генеральном направлении на г. Таллин.
23.00 Остановились где-то в Польше за г. Холм возле леса на ночевку.

День 2.
19 июля 2017 г., среда
Солнце, +25С

07.00 Стартуем дальше. Ехали через польские города Люблин, Белосток, Аугустов и Сувалки. На польско-литовской границе нас не останавливали. Проехали через г. Каунас и держали курс на Ригу по трассе Е67.
21.30 В Риге погуляли по Старому городу.
23.00 Остановились за городом на ночевку в лесу на берегу Балтийского моря (Ф.2-3). Съехать с трассы большой проблемы нет. Воду для приготовления ужина брали на заправке. Готовили на газе

…проснулся со скрученной спиной. Еле вылез из бусика. Леня: «Если сделать аппеляцию… ногам Марички». На заправке попросил друзей сделать массаж. Сделали, начало попускать.  Выехали из Каунаса … блуканули. Реплика: «Далі табличка, на ній Каунас, і херня, і ще одна херня… Пиво, пармезан, орішки, хліб. Тоді наліво, а поїхали направо». Ващук: «Леня — самогон, он даже полезен!» Выехали из Риги искать море, удачно свернули влево, паркинг, дюны, пляж и море. Первая мивина. Спали в соснах под тентом

Ф.2. Ночевка в лесу возле Балтийского моря

Ф.2. Ночевка в лесу возле Балтийского моря

Ф.3. Балтийское море

Ф.3. Балтийское море

День 3.
20 июля 2017 г., четверг
Солнце, +21С

08.00 Искупавшись в прохладном Балтийском море, вернулись на трассу Е67 и поехали в Таллин.
11.10 Навигатор привел нас как раз в порт. До отправления парома компании TALLINK оставалось 1 час 20 мин. Купив билеты, стали в очередь. Ровно в 12.30 паром отчалил и отправился к г. Хельсинки (Ф.4).

Паром EUROPA, 290 евро за все, дёшево как в пригородной маршрутке. Сели на паром, купили шоколад Титаник! Подумали над названием. Начали с помощью бренди уговаривать мозг не думать. Снова бренди. Хельсинки, пора сходить с парома — потеряли Димона . Фраза от кого-то из нас: «Детей находят в капусте, а Димона нашли в дютифри». Финляндия страна озёр, но воду на ужин не нашли. Заночевали в лесу возле дороги. Спали под тентом, но пришлось достать репелленты. Вспоминали как на пароме вычисляли расстояние до линии горизонта с высоты разных палуб

Ф.4. Отправление от г. Таллин

Ф.4. Отправление от г. Таллин

14.35 Прибыли в Хельсинки. Погрузились в машину и отправились далее в путь по трассе Е12 к г. Tampere. Далее по трассе Е63 до г. Orivest, в котором свернули на дорогу № 66. Около г. Virrat выехали на дорогу № 68. Где-то на ней в лесу заночевали. Отметим, что найти удобную стоянку в лесу около дороги не проблема. Воду можно набрать в ручьях по дороге. Готовили на газе.

День 4.
21 июля 2017 г., пятница
Пасмурно, +18С

07.00 Поехали дальше по дороге № 68. В г. Evijӓrvi поворачиваем на дорогу № 63, по которой доехали до г. Ylivieska. Здесь выезжаем на дорогу № 86. По ней прибыли в портовый город Oulu. Отсюда главным ориентиром становится трасса Е8. В г. Tornio сворачиваем на Е4. По ней едем до окресностей г. Luleå, за которыми в пос. Antnӓs повернули на дорогу №94 в верховья р. Piteälven.
В пос. Ӓlvsbyn заправляем полный бак автобуса и сворачиваем на дорогу № 374, которая идет вдоль реки. Проехав пос. Bredsel поворачиваем на лево, держась реки. Через некоторое время пересекаем трассу Е45 (Ф.5). На неё не сворачиваем, а едем прямо по грунтовой дороге без номера вдоль реки.

Ф.5. Один из дорожных знаков недалеко от места стапеля

Ф.5. Один из дорожных знаков недалеко от места стапеля

Все время смотрим кино. Реплики рождаются сами собой: «Ващук слуга народа, президент нашего похода» или на перекусе  «Водка уходит быстрее минералки! Остановила шведская полиция. Все ОК, у нас 2 водителя. Купили лицензию на рыбалку, 70 крон на сутки. Саша водитель: «Я в 22-10 ещё никогда не одевал очки против солнца!» и первая мантра от него же «Ващук! Де фьёрды?»

23.10 Благодаря белым ночам благополучно приехали. Ставим базовый лагерь на оз. Пуокчаяуре. Место оборудовано местными жителями для рыбной ловли. Есть кострище на небольшом возвышении, с которого прекраснейший вид на все озеро. Располагаем палатки так, чтобы не мешать шведам спускать лодки на воду (Ф.6).

Ф.6. Озеро Пуокчаяуре

Ф.6. Озеро Пуокчаяуре

Отметим, что указанная нумерация дорог присутствует на всех дорожных знаках. Поэтому с ориентированием не было никаких проблем.

II. Техническая работа на маршруте (р. Piteälven)

День 5.
22 июля 2017 г., суббота.
Стапель.
Разведка: верхний участок р. Piteälven
Пройдено: 5 км(пешком)
Чистое ходовое время: 3 часа.
Солнце, +22С

09.00 Общий подъем. После завтрака начали сбор плавсредств. Через некоторое время подъехали местные жители с просьбой помочь установить два бревна для спуска лодок в озеро. Что мы и сделали. И сразу вспомнили древний анекдот «Ленин на субботнике» (Ф.7) ? Также, местные рыбаки указали на очень высокий уровень воды в реке.

Ф.7. Помощь местным шведам

Ф.7. Помощь местным шведам

14.00 – 15.00 Обед. Потом поехали смотреть верхнюю часть реки. Просмотрели место старта на оз. Якнаяуре. Очень хорошее, живописное место и подъезд с дороги. Для будущих групп рекомендуем базовый лагерь.
15.30 – 18.30 Разведка верхней части (Ф.8). Определили место чалки перед первым сложным порогом и вернулись в лагерь.

Ф.8. Возвращаемся с разведки

Ф.8. Возвращаемся с разведки

20.00 Ужин и вечерние посиделки. Благо, что взяли с собой гитару + белые ночи ?

День стапеля. Периодически идет дождик. Носили бревно для шведа. Поехали смотреть верхние пороги Питеэльвен. Просматривали безымянный порог, снизу — впечатлил. Из немного подванивающей салями, которая приехала аж из Украины, и висела уже никому не нужная на березе, я сделал еду настоящих викингов —хаукарль. Некоторые решились попробовать, Леня сдался первый и выбросил оставшийся дурнопахнущий кусок в озеро. Песни под гитару не умолкали до трех ночи, белой ночи

День 6.
23 июля 2017 г., воскресенье
Участок прохождения: оз. Якнаяуре – препятствия № 1–3 – оз. Пуокчаяуре (базовый лагерь)
Пройдено – 12 км.
Чистое ходовое время – 3 ч. 35 мин.
Переменная облачность, +22С

Карта за деньШвеция-Норвегия 2017 карта 1 Питеэльвен

8.00 Общий подъем. Завтракаем и загружаем плавсредства на автобус для заброски на место старта. Приехав, готовимся к сплаву (Ф.9).

Ф.9. Озеро Якнаяуре. Место старта

Ф.9. Озеро Якнаяуре. Место старта

12.25 Выходим. Идем через озеро в кильватерном строю держась левого берега (Ф.10). Через 50 мин. сплава доходим к протокам. Держимся левее.

Ф.10. Идем через озеро

Ф.10. Идем через озеро

Начались небольшие шиверы, мощь которых с приближением порога (Препятствие № 3) существенно возросла (Ф.11–12)

Ф.11. Шиверы. Экипаж С2-2

Ф.11. Шиверы. Экипаж С2-2

Ф.12. Начало препятствия № 3

Ф.12. Начало препятствия № 3

13.30 Причалили к левому берегу для осмотра, съемки и страховки.
13.30 – 14.30 Прохождение порога. Заходили из-под левого берега. Линия движения: левее от центра. Все экипажи четко выдержали намеченный путь. Страховку и съемку обеспечивали с левого берега в конце препятствия (Ф.13–17)

Ф.13–17. Река Питеэльвен. Препятствие № 3

Ф.13–17. Река Питеэльвен. Препятствие № 3

14.30 – 16.00 Продолжили сплав. По пути с ходу прошли несколько несложных шивер и причалили возле базового лагеря.

На реке Питеэльвен в Швеции

На реке Питеэльвен в Швеции

На сегодня решили закончить. Дальше устроили заготовку дров на следующих несколько дней.
20.00 Ужин и вечерние посиделки. Получилась интереснейшая дискуссия на тему строительства египетских пирамид ? (Ф.18)

Ф.18. Отдых после рабочего дня

Ф.18. Отдых после рабочего дня

Первый сплавной день. Саша поймал щуку. Прошли перекаты. Подошли к первому порогу. Пошли смотреть, планировать. Две бочки посреди порога впечатлили (автоподстановка в смартфоне вместо слова впечатлили предложила — вагинальные! ) Все прошли хорошо. Мы с Леней задели бревно. Поймали первых хариусов. Сразу была приготовлена малосолка из хариуса. А вечером: дискуссия про строителей египетских пирамид, акты, трипілля, славян. И такой вопрос: «А как нас назовут через 300 лет? — придурки». Спать в три…

День 7.
24 июля 2017 г., понедельник
Участок прохождения: оз. Пуокчаяуре (базовый лагерь) – препятствие № 4 – уч. Троллфорсен (препятствия № 5–10, обнос)
Пройдено – 11 км. (8 км сплав, 3 км пешком).
Чистое ходовое время – 4 ч. 35 мин.
Переменная облачность, +23С

Карта за деньШвеция-Норвегия 2017 карта 1 Питеэльвен

09.00. Общий подъем. Завтракаем и готовимся к сплаву.
12.00 Выходим из базового лагеря. Движемся через озеро в направлении участка Троллфорсен.
13.20 – 13.30 Остановились для отдыха в конце озера. Дальше идем правее от большого острова. Через 10 мин. на быстротоке остановились на рыбалку (лицензию покупали на автозаправке в пос. Ӓlvsbyn). Около часа наслаждались рыбной ловлей. И не даром ? (Ф.19)

Ф.19. Пойманная форель

Ф.19. Пойманная форель

14.40 Продолжили сплав далее. Через 35 мин прошли сходу порог (препятствие № 4) и увидели большое падении реки.

Ф.20–22. Река Питеэльвен. Препятствие № 4

Ф.20–22. Река Питеэльвен. Препятствие № 4

Это начало Троллфорсена. Остановились для осмотра на левом берегу.
15.15 – 16.15 Мы оказались в центральной протоке. Осмотрев до конца, решили полностью обнести участок (препятствия № 5–10, Ф. 23–38). Большой уровень воды практически не давал шансов на безопасное прохождение. Правда отметим, что сплав был возможен на спокойных прогонных участках между ступенями порогов. Мы посчитали это нецелесообразным

Ф. 23–38. Река Питеэльвен. Участок Троллфорсен. Препятствия № 5–10

Ф. 23–38. Река Питеэльвен. Участок Троллфорсен. Препятствия № 5–10

16.30 – 19.00 Обнос участка по тропе (Ф.39-41).

Ф. 39–41. Обнос участка Троллфорсен

Ф. 39–41. Обнос участка Троллфорсен

Оставив катамараны и снаряжении в конце препятствия (Ф.42), вернулись в базовый лагерь.

Ф. 42. Выход с участка

Ф. 42. Выход с участка

22.00 Ужин и традиционные вечерние посиделки с гитарой (Ф.43).

Ф. 43. Вечерний отдых в базовом лагере

Ф. 43. Вечерний отдых в базовом лагере

Идём по «морю». В какую протоку пойдем? Левая — нет. Правая — нет, пошли в центральную. А там — Trollforsen, точнее тот, который на табличке. Дикий обнос с мошкой и морошкой. Но крутизна порогов и водопадов, ранее мной невиданная. Кстати, эту часть реки нередко называют Zambezi section. Оставили каты, вышли через остров к кемпингу. Увидели именно сам Trollforsen. Он в левой протоке. Каякеры, датчане, кувыркались в бочке за подвесным мостом. По дороге, обратно в базовый лагерь, поняли что все время гудело — дробилка щебня. Тут, в тайге, делают дорогу. Мы с Леней дежурим: макароны и хариус жареный. Вечер без гитары, все в отрубе. Споры о вечном, о мифологии и египетских пирамидах . Кто же такие — Log drivers?

День 8.
25 июля 2017 г., вторник
Участок прохождения: конец уч. Троллфорсен – препятствия № 11–14 – ж/д мост
Пройдено – 8 км.
Чистое ходовое время – 3 ч. 00 мин.
Переменная облачность, +22С

Карта дняШвеция-Норвегия 2017 карта 3 Питеэльвен

09.00 Общий подъем. Завтракаем и готовимся к выезду на место сплава.
12.55 Собравшись, выходим кильватерным строем. В конце плеса через 35 мин подходим к препятствию № 11 (Ф.44–45).

Ф.44–45. Река Питеэльвен. Препятствие № 11

Ф.44–45. Река Питеэльвен. Препятствие № 11

13.30 – 14.20 Осмотр порога с правого берега (Ф.46). Под левым берегом каменная гряда образовала небольшую протоку. Выставляем страховку и съемку в конце препятствия на правом берегу.

Ф.46. Препятствие № 11. Вид ниже по течению

Ф.46. Препятствие № 11. Вид ниже по течению

14.20 – 15.00 Прохождение препятствия. Экипаж С4 прошел левее от центра по основному потоку (Ф.47–48).

Ф.47–48. Препятствие № 11. Экипаж С4

Ф.47–48. Препятствие № 11. Экипаж С4

Экипаж С2-2 прошел по протоке (Ф.49), а экипаж С2-1 стартанул ниже основной “бочки” (Ф.50). После успешного прохождения продолжили сплав.

Ф.49. Препятствие № 11. Экипаж С2–2

Ф.49. Препятствие № 11. Экипаж С2–2

Ф.50. Препятствие № 11. Ниже этой бочки стартанул экипаж С2-1

Ф.50. Препятствие № 11. Ниже этой бочки стартанул экипаж С2-1

Через 10 мин причалили к левому берегу для осмотра препятствия № 12. Экипаж С2-1 причалил на противоположном берегу, поэтому разведку делали с обеих (Ф.51).
15.30 – 16.00 Съемка и прохождение порога. Страховку обеспечивали в конце препятствия с левого берега. Экипажи С4 и С2-1 прошли под левым берегом, а С2-1 под правым. Все экипажи успешно справились с довольно мощной “бочкой” (Ф.52–55). Здесь остановились порыбачить

Ф.51. Препятствие №12 с правого берега

Ф.51. Препятствие №12 с правого берега

Ф.52–55. Река Питеэльвен. Препятствие №12

Ф.52–55. Река Питеэльвен. Препятствие №12

16.30 Продолжили сплав. Река шиверит (Ф.56) и делиться на несколько рукавов. Мы идем ближе к левому берегу. Через 15 мин подходим к препятствию № 13

Ф.56. Одна из шивер. Экипаж С2-2

Ф.56. Одна из шивер. Экипаж С2-2

Причалили к левому берегу для осмотра.
16.45 – 17.00 Осмотр. Решили занести заходную ступень и стартануть ниже. Причина: мощнейшая “бочка” на заходе, после которой сильный прижим к стенам правого берега (Ф.57–58). Вероятность безопасного прохождения оценили ниже 50%.

Ф.57–58. Препятствие № 13. Заходная ступень

Ф.57–58. Препятствие № 13. Заходная ступень

17.00 – 17.30. Прохождение всеми экипажами по основной струе (Ф.59–66). Страховку осуществляли в конце препятствия. После этого немножко порыбачили.

Ф.59–66. Река Питеэльвен. Препятствие № 13

Ф.59–66. Река Питеэльвен. Препятствие № 13

18.00 Продолжили сплав. Вплоть до самого железнодорожного моста река продолжала мощно шиверить (препятствие № 14, Ф.67–68). Все шли сходу с взаимостраховкой с воды.

Ф.67–68. Река Питеэльвен. Препятствие № 14. Экипаж С2-2

Ф.67–68. Река Питеэльвен. Препятствие № 14. Экипаж С2-2

Через 20 мин были возле смежного ж/д- и автомобильного (дорога № 638) моста. Катамараны оставили ниже моста на левом берегу.

Ф.69. Финиш на левом берегу ниже моста

Ф.69. Финиш на левом берегу ниже моста

Перекусив, поехали в базовый лагерь.

р. Piteälven или р. Pite älv

р. Piteälven или р. Pite älv

21.00 Ужин и традиционные вечерние посиделки.

Кстати, если надоело читать, то можно посмотреть фильм о нашем походе целиком или частями по 5-7 минут. Смотреть тут 🙂

Супер день! Черника, морошка, рыба и пороги. Первый порог большой, очень большой. Три просмотра. Такого вертикального вала на сбойке струй я еще не видел. Мы прошли по канализации слева. Тут еще не так давно был сплав леса. Выход под комбинированным (жд+авто) мостом. Оставляем каты в лесу. Вода в лесу! В лагере банный день — купание в оз. Пуокчаяуре. Сегодня узнаем о задании Ващуку от дочери,купа купить маленького тролля и привезти в баночке, привезти живым! Снова песни под гитару в белые ночи. Советуем Ващуку — купить тролля, посадить его в банку и сделать дырочки чтобы не задохнулся при перевозке. Саша: «Пойду разбужу Ваню, пора завтрак готовить!» Это где-то в три ночи. Крепнет общее мнение; «Тут в Швеции тролли маленькие, а в Норвегии они большие!». Ваня выдал перл: «Афрозиак!» Теперь можно в блог поставить и «точка джи» от Ващука

День 9.
26 июля 2017 г., среда
Участок прохождения: ж/д мост – препятствия № 15–16 – автомобильный мост на трассе Е45
Пройдено – 12 км.
Чистое ходовое время – 2 ч. 30 мин.
Солнце, +24С

Карта дняШвеция-Норвегия 2017 карта 4 Питеэльвен

09.00 Выехали из базового лагеря к катамаранам.
11.00 Согласно условных обозначений на карте, а также описанию группы С. Богословского, впереди должны были быть шиверисто-порожистие участки не выше 4 к.с. Однако высокий уровень воды сделал свое дело. Стартовали походным порядком: впереди С4, за ним С2-1, потом С2-2
(Ф.70). Через 20 мин начался тот самый шиверисто-порожистый 4 км участок (препятствие № 15, Ф.71). Ширина русла местами достигает до 200 м., поэтому предварительный просмотр бессмыслен

Ф.70. На заднем плане вчерашний мост

Ф.70. На заднем плане вчерашний мост

Ф.71. Начало препятствия № 15

Ф.71. Начало препятствия № 15

Идет по основным струям страхуя один другого. Благо, что на протяжении порога 4 ряжевых стенки возле ЛБ, за которыми можно стать на страховку. Валы до 2-х метров, местами очень мощные бочки (Ф.72), особенно в конце участка

Ф.72. Река Питеэльвен. Препятствие № 15

Ф.72. Река Питеэльвен. Препятствие № 15

В заключительной части препятствия случилась авария экипажа С2-1. Спортсмены попали в бочку из которой выбирались около 3-х мин, при этом изрядно измотавшись (Ф.73–76)

Ф.73–76. Экипаж С2-1. Первая “бочка”

Ф.73–76. Экипаж С2-1. Первая “бочка”

Через 100 метров не успели уйти от следующей, еще более мощной (Ф.77–81). Спустя 11 мин борьбы экипаж был перевернут. Саша Лесниченко, со сломанным веслом, ушел самосплавом, а Ваня Ярмоленко остался в середине катамарана. Сашу сразу же взял на борт страхующий катамаран. Через 300 м догнали Ваню с плавсредством. Результат: одно сломанное весло ☹ и двое измотанных, но живых спортсмена…

Ф.77–81. Экипаж С2-1. Вторая “бочка”

Ф.77–81. Экипаж С2-1. Вторая “бочка”

12.10 Остановились на ЛБ на отдых (Ф.82).

Ф.82. Окончание Препятствия № 15

Ф.82. Окончание Препятствия № 15

13.00 Продолжили сплав. Дошли до проток и ушли в крайнюю левую.
13.30 – 13.40 Просмотр препятствия № 16. В центре русла лежало упавшее бревно, которое убрали при помощи веревок (Ф.83)

Высокая вода на р. Питеэльвен

Высокая вода на р. Питеэльвен

Ф.83. Убираем бревно

Ф.83. Убираем бревно

13.40 – 13.50 Все экипажи успешно прошли препятствие и через 30 мин причалили на ЛБ перед автомобильным мостом трассы Е45. Здесь очень удобное место для просушки плавсредств и недалеко расположен “Сторфорсэн”. Решили перевезти сюда лагерь.

19.00 Полностью переехали. Отметим, что от моста начинается мощный порожистый участок — в нашу воду не ниже 6В к. с. (Ф.84–86)

Ф84–86. Река Питеэльвен. Участок в районе автомобильного моста

Ф84–86. Река Питеэльвен. Участок в районе автомобильного моста

Однако выход из него утруднен. Более того, дальше по реке на ЛБ какой-то аэропорт с табличками, запрещающими любые остановки и фотосъемку. Поэтому было решено на этом окончить сплав и готовиться к переезду.

День 10.
27 июля 2017 г., четверг
Антистапель.
Солнце, +22С

08.00 Подъем группы. Позавтракав, разобрали катамараны для просушки. Рамы привязали на верх автобуса.
13.00 – 14.00 Обед. Потом поехали на экскурсию к участку “Сторфорсэн” (Storforsen). Описывать всю красоту этого СУПЕР-ПОРОГА нет смысла. Фотографии говорят сами за себя…. (Ф.87–92).Отметим, что вход на территорию бесплатный, как и доступ к интернету. Очень много мест для отдыха и купания

Ф.87–92. Сторфорсэн

Ф.87–92. Сторфорсэн

18.00 Вернулись в лагерь. Запаковали катамараны в автобус. Приготовили ужин, после которого легли отдыхать.

Снова бодун. Вчера или уже сегодня пели песни до утра. Утренний выезд. Сплав, шивера 4а или 4с… При нашем уровне воды — вся шестая. Залипание Вани и Саши в бочках. Спас работы. Все ОК, все живы. Большие бочки через всю реку. Стоп. Огромные бочары! Небольшие травмы у Вани. Самосплав Саши.  Снова вышли на воду. На словах типа все не против идти следующий порог и типа идти остаток пару десятков километров. Подходим к очередному порогу, он в правой протоке. Сразу уходим в левую, а там вода валит тремя протоками через лес. Разведка. В самой левой протоке лежит и свисает два дерева. Одно подтягиваем. Дальше плес до моста с порогами. Здравый смысл побеждает, заканчиваем тут сплав. Питеэльвен закончен! Дальше только смотрины. Дима Марийке: «Возьми баночку. А дырочку пробить? Зачем? Чтобы купленный тролль не задохнулся». Экскурсия к порогам у моста. Это просто пипец. За ними Сторфорсен. Заезжаем сверху. И это правильно! Полный анриал. Кругом радуги. Кульминация — мега бочка! Ващук её называет — контрольный в голову для полного окончания сплава. Вялые посиделки. На завтра подъем в 6 утра и к Тронхейму…

продолжение