Грузия Риони. Осенний водный поход

Поход на реки в Россию для нас стал невозможен, а без большого похода как-то уж очень тоскливо. Думали, считали… Решили пойти в Грузию. В водный поход, предварительно, не выше четвертой категории сложности с рекой Риони, в качестве основной реки. Но Риони, и большинство других полноводных рек достаточных для сплава на катамаранах двойках и четверках не очень похожи на четверку, скорее на пятерку и шестерку. И уже в сентябре, за месяц до выхода, мы познакомились с отличными ребятами из Каменец-Подольского и Хмельницкого, один из которых, Дмитрий Ващук, имел достаточно туристического опыта и регалий быть руководителем водного похода шестой категории сложности. Он и стал руководителем нашего похода по рекам Риони и Цхенисцкали.

Риони

река Риони

Небольшое пояснение. Сходив в октябре 2015 года в водный поход в Грузию, по возвращению у меня постоянно не хватало свободного времени и я так и не выложил многочисленные фотографии из этого похода. Несколько месяцев я монтировал фильм Солнечная Грузия 2015, сразу навалилась куча приятных и не очень житейских хлопот, а начиная с весны 2016 года, свободное время тратилось на подготовку к походу в Норвегию. Но поход в Норвегию в 2016 году не состоялся по «визовым причинам». Зато у моих друзей родилась «Норвежская ода», а у меня появилось время обработать 1704 фотографии из водного похода в Грузию в октябре 2015 года, часть из которых дополнят фильм и позволят мне поставить точку в истории с Солнечной Грузией 2015 года.

НОРВЕЖСКАЯ ОДА

Посвящается несостоявшемуся викингу Ване!

[su_row][su_column size="1/2"]Вышел Ваня на крыльцо.
 Сделал умное лицо.
 Стал дорогу выбирать —
 Где ж сплавляться.
 Вашу мать!
 Тычет в глобус он перстом:
 Амазонкой иль Днестром?
 На земле есть мест не мало,
 Где нога его ступала.
 И в Сибири побывал.
 В Приполярье замерзал.
 На Кавказе пил вино,
 Ване многое дано!
 Он сейчас перед диллемой.
 Где ж сплавлятся — вот проблема.
 Нил, Риони, Лимпопо,
 Миссисипи иль Днипро?
 Мозг дымится, мозг устал,
 Толком думать перестал.
 И тогда решил Иван.
 Сяду на катамаран —
 Пусть седалище решит,
 Где нам плавать предстоит.
 Потому что этой части
 Достаются все напасти.
 И на сплавах, и в походе,
 Всюду жопа верховодит.
 В общем захотелось жопе,
 Побывать в самой Европе.[/su_column] [su_column size="1/2"]Долго страны выбирала
 И Норвегию назвала.
 Речки, рыба и природа —
 Все для отдыха народа.
 И народ собрал манатки,
 А посольстве игры-прятки.
 Документы получили,
 А вот визы дать забыли.
 То ли фейсы не подходят,
 То ли на бакшиш разводят.
 Оказалась та Европа
 На поверку — просто жопой.
 Но Ивану повезло,
 День рожденья у него!
 И не в этой, ну в Европе!
 А в семье и на работе!
 Ваня, мы, и весь "Кристалл"
 Супротив норвегов встал!
 Ваня — ты не унывай!
 Лучше в Грузию схиляй!
 И с народом заодно,
 Пей грузинское вино!
 Мы желаем чтоб ты смог
 Пройти тысячу дорог!
 Наш призыв, наш лозунг вот:
 Каждый год — новый поход![/su_column][/su_row]

Сборы.

С нахождением руководителя, который может вести шестерку была собрана заметно большая команда, а именно из 14 человек, из 5 городов. Половина участников похода друг друга не знали совсем. Собраться должны были в аэропорту перед вылетом.

Ребята из Хмельницкого и Каменца должны были вылетать на день раньше нас. Перезваниваем им день их вылета и спрашиваем как добрались в аэропорт? А в ответ: «Да мы тут по объездной вокруг Винницы едем!» Немая сцена…. До аэропорта Борисполь 300 км, пятница в Киеве пробки, до вылета 4 часа!!! Первый анекдот нашего похода в Грузию — они таки опоздали!

Мы, винницкие. Пока доехали до Борисполя выпили все виски, которое ненароком прихватили у Юдина. Но в аэропорт мы приехали первыми. Следующими приехал наш киевский друг Андрей с которым мы не раз ходили в походы. За ними Юра, Тарас и Паша. Последние трое были для нас новыми людьми, с которыми мы шли в поход первый раз. А потом началась комедия с борьбой с перевесом — Ваня и Саша одели на себя неопреновые гидрокостюмы и пошли проходить контроль!

Лететь было жарко и душно. Можно только себе представить как жарко было нашим ребятам, которые одели на себя неопреновые гидрокостюмы. 2 часа 45 минут в полете, и капитан объявляет посадку в аэропорту Тбилиси. Сели хорошо, все процедуры прошли очень быстро, никто нас ничего не спрашивал. На выходе нас встретил наш гид и водитель на следующие две недели — Мевлуди. Вышли из здания аэропорта — «Солнечная» Грузия встретила нас проливным дождем. Второй анекдот нашего похода — «Солнечная» Грузия. Другая часть группы летела в аэропорт Кутаиси. Из Тбилиси до Кутаиси доехали за несколько часов по офигенно освещенному автобану, прямо как где-то в Дании, где уже глубокой ночью все участники похода воссоединились и поехали спать к Мевлуди. Кроватей на нашу толпу конечно не хватило, но такого комфортного сна на полу на ковре я не припоминаю уже очень давно 🙂

Утром, на рынке в Кутаиси, закупились продуктами на весь поход, поели местных беляшей по 1,5 лари и поехали на нашу первую реку в Грузии.

Гру́зия (груз. საქართველო [sɑkʰɑrtʰvɛlɔ], Сакартве́ло) — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Природные условия Грузии очень разнообразны. На территория Грузии сочетается разные типы рельефа: горы, холмы, плоскогорья, плато, равнина и низменности. Большая часть территории занята горами: на севере — хребты Большого Кавказа, на юге — Малого Кавказа (высшие точки — Шхара 5068 м и Казбек 5033 м). Реки Грузии принадлежат двум бассейнам — Черноморскому (75 % стока) и Каспийскому. Реки Черноморского бассейна (Западная Грузия) не образуют единой системы, впадая в море самостоятельно. Главная из них — Риони, протекающая на нижнем отрезке по Колхидской низменности.
Большинство рек, берущих начало в горах, имеет максимальный расход весной, при таянии снега (половодье). Реки, получающие питание главным образом из ледников, несут более всего воды летом и имеют в это время резко выраженный суточный ход расхода с максимумом в вечерние часы и минимумом перед рассветом. Горные реки замерзают редко. Они протекают в глубоких ущельях, имея значительное количество порогов.

georgia-map-small

Туристическая карта Грузии, скачать

Грузия Риони.

Ехать в верховья реки Риони предстояло целый день.

Грузия

По пути в Рачу мы заехали в легендарное место 🙂 Город Амбролаури, в котором установлен памятник в виде огромной бутылки Хванчкары.

Хванчкара в водном походе

Остановились прямо тут, в центре. Пока ждали приготовления свежих лепешек немного прогулялись.

В Амбролаури, Грузия

В обязательную программу на обратном пути было назначено посещение деревни Хванчкара, для пополнения запасов вина. А проезжая мимо села Уцера, ненадолго остановились, чтобы посмотреть Уцерский порог с подвесного моста.

2015-10-04--18-51--042 - Грузия Риони-Цхенисцкали Назар

Мы ехали по крутым горным дорогам. Слева были зловещие зубья взорванных скал, а справа, где-то внизу, шумела река по которой мы будем сплавляться. Добрались до места первого базового лагеря уже затемно. Шел дождь.

Утром, после сборки катамаранов, решили поехать в верховья Риони, посмотреть уровень воды и определится с возможностью сплава на верхнем участке.

2015-10-05--15-08--052 - Грузия Риони-Цхенисцкали Назар

Несколько часов ходили вдоль реки. Тут мы с близкого расстояния увидели первые пороги на Риони — класс V и VI. Спокойных участков нет. Общая панорам гор и реки завораживает. Снова начался дождь, даже не дождь, а ливень. На утро в горах выпал снег.

Небольшая фотогалерея заезда и знакомства с рекой Риони.

Грузия Риони — Resort Utsera (курорт Уцера)

Первый сплавной день. По плану сплав около 15 км и прохождение Уцерского порога. Начало сплава прямо от лагеря. Первый порог через метров 200 от старта. Представляет собой остатки полуразрушенной металлической то ли плотины, то ли заграждения русла реки. Косой слив через всю реку высотой около метра. Самое неприятное торчащая арматура посередине. Проходили ближе к правому берегу. Следующим был именной порог «Туннельный». Ориентир бетонный туннель через который проходит дорога по правому берегу. Река нон-стоп.

Ориентиром начала Уцерского порога является подвесной пешеходный мостик за которым виднеется крутой правый поворот реки. И вот отсюда желательно просмотреть весь порог. Ориентиром с автомобильной дороги является указатель заброшенного санатория минеральных вод — RESORT UTSERA. Оказывается мы пошли не в спортивный категорийный водный поход, а поехали на курорт в Грузии!

Грузия resort Utsera

Весь день была великолепная солнечная погода. И прохождение Уцерского порога, всеми экипажами, доставило массу острых ощущений и положительных эмоций. Первым шел экипаж двойки Юры и Тараса. Они тут были весной и все знали.

2015-10-06--13-27--112 - Грузия Риони-Цхенисцкали Назар

Вторым шел экипаж Андрея и Саши

2015-10-06--13-59--138 - Грузия Риони-Цхенисцкали Назар

Следующими шли я с Леней. И нас, кто-то, снял на фоне всего порога с подвесного моста

2015-10-06--14-26--017 - Грузия Риони-Цхенисцкали Ващук

За нами шла двойка со Светой и Пашей.

2015-10-06--14-56--025 - Грузия Риони-Цхенисцкали Ващук

Четверка с хмельничанами замыкала прохождение порога и прошла очень эффектно

Четверка в Уцерском пороге

Правда их утянуло влево и они капитально сели на камни. Но немного «походив» посередине Уцерского порога, прошли левым рукавом. Где почти подперли левым бортом огромный валун

2015-10-06--15-03--186 - Грузия Риони-Цхенисцкали Назар

Все экипажи успешно прошли Уцерский порог, который стал кульминацией «разминочного» дня и завершил сплавной день от первого базового лагеря, около автомобильного моста ниже реки Чанчахи, до автомобильного моста ниже с. Уцера.

Вечером придумали имя нашему бело-красному катамарану — Минино, что в переводе с грузинского означает «как сокол». Все обсуждают мой супер-коврик.

Фильм Солнечная Грузия 2015. 1-я часть — солнечная Риони

Одновременно с нашим прохождением Уцерского порога его проходила группа каякеров. Так как я в этот момент был фотографом, то сделал несколько фотографий. Если кто-то себя узнает и захочет себе эти фотографии, то напишите, вышлю в оригинальном качестве.

Грузия Риони — верхняя, нехоженная

Возможно, это первопрохождение верхней части Риони на катамаранах, так как готовясь в поход мы не нашли описаний прохождения этого участка в чьих либо отчетах. Мы прошли всего пару километров за один сплавной день, так как большую часть времени заняли разведка и страховка. В планах был запланирован сплав до лагеря ниже моста, откуда обычно начинает сплав большинство групп, но повышение уровня воды на следующий день и результаты проведенной разведки полукилометрового участка убедили нас в нецелесообразности попытки прохождения последующей нехоженой части реки. По крайней мере в этот раз. Каякеры эту часть Риони точно ходили и ходят. О первопрохождении «самой верхней Риони» заявил Антоха Свешников в мае 2012 года. Мы были бы очень рады, если кто-то откликнется и поделится информацией о своем прохождении этого участка на катамаранах.

Риони верхняя

Всю ночь шел дождь. Встали очень рано, еще затемно, так как завтрак был назначен на 7.00. А выехать на прохождение верховьев Риони должны были не позже 8-ми утра. Днем ранее мы приблизительно наметили место спуска катамаранов к реке. Берега ниже деревни Чиора просто отвесные! В самом начале третей части фильма Солнечная Грузия 2015 запечатлен наш спуск к реке. Обошлись без веревок. Тут река представляет собой галечные разбои шириной метров 200, течение очень спокойное.

Впадение riv. Shkhiroli в р. Риони

Мы спустились к реке и начали сплав от точки примерно 500 м выше впадения riv. Shkhiroli. Пройдя это расстояние, зачалились к левому берегу и пошли в разведку. Весь участок представлял собой сплошной «водяной эскалатор», который немного ниже середины раздваивался на два рукава и заканчивался прижимом после слияния.

Начало верхнего участка Риони

Начало верхнего участка Риони. Четверка белрафт задела полуобливной камень и была тут же развернута. Но отчаянно пробует развернутся по струе перед сливом с зубом в нем.

Двойка, Ваня и Саша, идут второй участок верхней Риони

Двойка, Ваня и Саша, идут второй участок верхней Риони. Это относительно спокойный и не крутой участок! Но сплошной слалом с промежуточной чалкой к правому берегу перед разделением реки на два рукава.

Я и Леня в правой протоке перед прижимом

Я и Леня в правой протоке перед прижимом. Это выходной слив короткого крутопадающего участка. Заход в него из маленького улова через расческу из полусухих камней, дальше зуб посредине струи, перегрести которую влево просто нет места и времени. А поток справа от этого зуба закрыт упавшим деревом в которое мы и уперлись правым баллоном. Дальше последовал мгновенный разворот на струе, ветки отпустили и в завершающий слив мы должны были упасть лагом. Но каким-то чудом немного довернули катамаран на «почти» кормовое прохождение. Пронесло, мы не перевернулись. Но времени чтобы отгрестись от последующего прижима было крайне мало, и по рассказам очевидцев, закинуло нас на него очень высоко.  Но снова река была к нам благосклонна и нас просто стянуло струей. Все экипажи собрались в большом улове за прижимом.

Риони, участок перед порогом "Мордоворот"

Дальше следовал ровный разгонный участок перед порогом, который мы назвали «Мордоворот». Авторство названия порога принадлежит Свете Фоминых.

Света и Паша в "Мордовороте"

Юра и Тарас в пороге "Мордоворот"

Все наши экипажи успешно прошли этот примерно полуторакилометровый участок верхней нехоженной Риони.

2015-10-07-15-56-300-gruziya-rioni-tshenistshali-nazar

Ниже порога «Мордоворот» мы оставили и привязали катамараны, чтобы вернуться завтра и предпринять попытку прохождения следующего нехоженного на катамаранах участка.

Риони верхняя

Но погода внесла свои коррективы. Всю ночь шел дождь и уровень воды в Риони значительно поднялся, а вода приобрела грязно-бурый цвет. Оставленные вчера, достаточно достаточно далеко от воды, катамараны плавали. Желания продолжать сплав почти ни у кого не было. Но все единодушно согласились провести разведку участка ниже по течению. В фильме можно посмотреть что представляет собой следующий участок, как мы его назвали — участок с завалами.

Фильм Солнечная Грузия 2015. 3-я часть — Риони: верхняя, нехоженая

Просмотрели мы участок вдоль всего острова и метров 100 ниже. Дальше дорогу преграждала скала выступающая прямо в реку. А подъем по очень крутому склону вверх до дороги был просто нереальным и поэтому мы вернулись обратно по острову. Есть желание вернутся и предпринять попытку пройти этот участок до Саглоло.

Днем на стоянку к нам подъехал местный житель и предложил приготовить поросенка. Мы с ним поторговались и договорились. Вечером предполагался гастрономический пир. Но то ли поросенка он не смог поймать, то ли его испугал дождь, который не прекращался весь день, короче жареный поросенок не доехал. А вот хмельничане (дежурные) учуяв подвох не растерялись, и организовали настоящий украинский борщ! Пир удался и без поросенка.

Украинский борщ в Грузии

Небольшая фотогалерея прохождения верхнего нехоженного участка Риони.

После первопрохождения участка на верхней Риони нужно было идти в низ по реке и ставить следующий базовый лагерь. Поэтому у нас получилось еще раз пройти участок от Саглоло до поселка Уцера, и дальше до стоянки выше Они.

Риони, вид на порог Тунельный

Какой же поход и без зрителей!

2015-10-09-11-44-336-gruziya-rioni-tshenistshali-nazar

Света и Паша идут Уцерский порог

Ваня и Саша идут Уцерский порог

Ваня и невозмутимый Саша идут Уцерский порог

Снова в Уцерском пороге

Снова пройдя Уцерский порог, сплавились до следующей стоянки. Большое ровное поле под проводами с электричеством. Но тепло и солнечно. Звенят колокольчики у пасущихся коров, которых не видно. Их перезвон убаюкивает.

на Риони

2015-10-09-17-21-486-gruziya-rioni-tshenistshali-nazar

Кто-то дурачился, руководитель руководил и давал ценные указания по поиску «неисправностей»

2015-10-09-16-00-027-gruziya-rioni-tshenistshali-vanya

а кто-то совсем выдохся от постоянной гребли

Выдохся на Риони

На следующий день утомительный сплав в течении всего дня. Должны были пройти два каньона. Все шли с ходу. Устали как черти. Каньон «Мухли» должен был начаться порогом «Шахматы», а начался, по солнечной грузинской традиции, ливнем! Все стало серым и мрачным. На входе в порог по центру реки огромный булыган размером с троллейбус, на него навал воды. Хоть порог и выглядел мрачно и страшно, но все экипажи прошли достаточно легко и спокойно, страхую друг друга с воды. К сожалению, практически нет фотографий с прохождения порогов в каньоне Мухли. Погода была очень мерзкая, постоянно шел дождь и желания фотографировать ни у кого не нашлось. Дальше много километров шли в не хилом каньоне и нам на радость снова вышло солнце и снова стало хорошо. Второй каньон начался довольно неожиданно. Стенки справа и слева как бы образуют каменный желоб. С первого катамарана приходит сигнал — порог! Огромная сбойка бьющая в правый берег. Слева обратка с подсосом под левую часть слива. Мы выгребались долго, а катамаран со Светой и Пашей еще дольше.

Порог (каньон) S-образный

Сразу за порогом мост в самом узком месте этого ущелья. Еще пару приличных сливов в русле и Риони выходит в широкую долину. Стоянка на краю с. Химши была знаменательна вкуснейшей солянкой, которую сварили Юра Воронков и Тарас (к.т.н.). А также заранее намеченной поездкой в с. Хванчкара. Вино покупали у Нико. Как и полагается, покупке предшествовала дегустация: вино, сыр, хлеб, вино, сыр, хлеб, вино, вино, вино… Оказалось, что Нико 8 лет жил и работал у нас в Украине, в Запорожье и во Львове! И за это время стал сторонником «Правого сектора»

Нико и я

Вечер возле с. Химши прошел на славу. Неоценимую помощь в его проведении оказало привезенное в достаточных количествах вино из Хванчкары 🙂

Вино и Нико

Еще одна небольшая фотогалерея о втором прохождении Уцерского порога и участка ниже него.

Фильм Солнечная Грузия 2015. 2-я часть — Resort Utsera

Грузия Риони — Твиши

Пройдя часть «самой верхней», верхнюю Риони и каньон Мухли, от стоянки выше Амбролаури

Стоянка выше Амбролаури

предстояло в один день пройти около 30 км до порога Твиши. Этот протяженный участок Риони ничем особо не примечательный, кроме захватывающего вида Кавказа и пляжного футбола, который мы устроили на одном перекуре.

Кавказ с катамарана

Непонятно откуда, но после Ланджаури-ГЭС воды в Риони стало заметно больше и ближайшая шивера с валами до двух метров очень впечатлила. Дальше, через 6 км начинается каньон Твиши. Справа над дорогой и рекой возвышается гора Хвамли, к которой, по приданию, был прикован Прометей (Амирани). Для тех кто проплывает этот каньон по реке он производит сильное впечатление своими высоченными отвесными скалами или огромными осыпями.

Каньон Твиши на р. Реони

На тех кто никогда ранее не видел больших порогов, порог Твиши производит сильное впечатление. И как обычно бывает, чтоб его идти, к нему (порогу) нужно привыкнуть.

Привыкаем к порогу Твиши

Порог Твиши на р. Риони

Прохождение порогов Твиши и ниже по течению Меквена, доставили массу острых впечатлений.

Четверка проходит порог Твиши

Мгновение перед килем?

В пороге Твиши двойка на которой шли Андрей и Саша была за мгновение от киля, но «пронесло».

Двойка в пороге Твиши

А вот Свете и Паше пришлось побороться, чтобы их не сбросило валом обратно.

Саше и Андрею на двойке особенно понравилось прохождение порога Меквена. После объявления кем-то из команды, что до следующей стоянки после Твиши порогов на реке больше не будет. Проходя порог Меквена, они и «занырнули» в несколько сливов за огромными обливными валунами, чтобы перекинуться парой слов с форелью. И пройдя еще пару километром, остановились на отличной ровной поляне на правом берегу, после железного моста. Это была крайняя стоянка на Риони и отличный вечер у костра.

Прошли реку Риони

Небольшая фотогалерея прохождения порога Твиши на реке Риони.

Фильм Солнечная Грузия 2015. 4-я часть — Риони: порог Твиши

На следующий день мы должны были переезжать на реку Цхеницскали. Утром я планировал сделать красивое фото со всеми участниками похода на фоне гор, но в это утро видимость была сильно ограниченна непрекращающимся дождем…

Продолжение о сплаве по рекам Цхенисцкали и Хеледула в следующей части.